Изменения внесены в ЕГЭ по восьми предметам: русский язык, иностранные языки, информатика, химия, литература и физика. Без изменений останутся биология, математика, история, география, обществознание.
Физика, химия, информатика, иностранные языки
Структура заданий ЕГЭ по физике, химии, информатике, иностранным языкам осталась прежней. Были исправлены критерии оценивания, формулировки и типы некоторых заданий.
По физике и информатике немного изменилось содержание ЕГЭ. Расширился список тем, которые могут встретиться в заданиях линий 2, 4, 8, 16, 21, 22, 26 экзамена по физике; изменился тип последнего задания по информатике — теперь оно будет проверять последовательность решения задачи на анализ данных.
В КИМ по химии упростилась модель последнего задания (№ 17). Раньше оно предполагало множественный выбор всех правильных вариантов ответа, сейчас требуется верно установить соответствие между двумя множествами — к примеру, химическими реакциями и их типами.
Для проверки грамматических навыков по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам (задания № 19–24) теперь может быть предложено не два разных текста, а один цельный. В письменной части уточнены формулировки нескольких заданий, в устной — оптимизированы критерии оценивания.
Русский язык
В ЕГЭ по русскому языку внесены изменения в формулировки заданий и критерии оценивания работы. Некоторые задания упрощают, а критерии оценки делают более понятными и унифицированными, прослеживается общая логика в ОГЭ и ЕГЭ:
Задание № 26 (языковые средства выразительности) повышенного уровня сложности в ЕГЭ-2024 в привычном виде больше не существует. Оно заменено на задание № 22. Если раньше в 26-м задании была предложена рецензия по тексту, то теперь задание не опирается на текст. Вместо этого предлагается пять разных контекстов и девять терминов, которые нужно соединить между собой. В предыдущем варианте задания пропусков было четыре. Кроме того, ранее за задание № 26 можно было получить три балла, теперь максимальное количество баллов за это задание — два.
Количество заданий в первой части работы не изменилось, но нумерация сдвинулась: теперь после текста расположены задания № 23–26 (в ЕГЭ 2024 года это были задания № 22–25 соответственно).
Изменениям подверглись структура и критерии оценки задания с развернутым ответом: сочинение-рассуждение, задание № 27. Если раньше выпускникам необходимо было сформулировать самостоятельно проблему по исходному тексту, то теперь она сформулирована в задании в виде вопроса.
В начале сочинения экзаменуемые теперь должны будут сформулировать позицию автора по проблеме сразу (ранее это был третий этап написания сочинения).
Критерии оценивания сочинения переведены с 12-критериальной системы на 10-критериальную. Кроме того, скорректированы баллы, расположение и наполнение критериев. Первый критерий теперь проверяет не формулировку проблемы, а сформулированную позицию автора, то есть исключен прежний критерий о формулировке проблемы.
По аналогии с ОГЭ при аргументации собственного мнения нельзя использовать примеры из комиксов, аниме, манг, фанфиков, графических романов и компьютерных игр.
Исключен критерий «Богатство речи» (в ЕГЭ-2024 это был критерий К6), ранее он по содержанию был близок критерию К10, теперь именно по нему комплексно будет оцениваться соблюдение речевых норм.
Увеличен порог с 69 слов до 99 для работы, которая допускается к проверке.
По одному баллу добавилось за соблюдение грамматических и речевых норм, в результате первичный балл за сочинение увеличился до 22, а общее количество первичных баллов за экзамен по русскому осталось прежним — 50
Задание № 26 (языковые средства выразительности) повышенного уровня сложности в ЕГЭ-2024 в привычном виде больше не существует. Оно заменено на задание № 22. Если раньше в 26-м задании была предложена рецензия по тексту, то теперь задание не опирается на текст. Вместо этого предлагается пять разных контекстов и девять терминов, которые нужно соединить между собой. В предыдущем варианте задания пропусков было четыре. Кроме того, ранее за задание № 26 можно было получить три балла, теперь максимальное количество баллов за это задание — два.
Количество заданий в первой части работы не изменилось, но нумерация сдвинулась: теперь после текста расположены задания № 23–26 (в ЕГЭ 2024 года это были задания № 22–25 соответственно).
Изменениям подверглись структура и критерии оценки задания с развернутым ответом: сочинение-рассуждение, задание № 27. Если раньше выпускникам необходимо было сформулировать самостоятельно проблему по исходному тексту, то теперь она сформулирована в задании в виде вопроса.
В начале сочинения экзаменуемые теперь должны будут сформулировать позицию автора по проблеме сразу (ранее это был третий этап написания сочинения).
Критерии оценивания сочинения переведены с 12-критериальной системы на 10-критериальную. Кроме того, скорректированы баллы, расположение и наполнение критериев. Первый критерий теперь проверяет не формулировку проблемы, а сформулированную позицию автора, то есть исключен прежний критерий о формулировке проблемы.
По аналогии с ОГЭ при аргументации собственного мнения нельзя использовать примеры из комиксов, аниме, манг, фанфиков, графических романов и компьютерных игр.
Исключен критерий «Богатство речи» (в ЕГЭ-2024 это был критерий К6), ранее он по содержанию был близок критерию К10, теперь именно по нему комплексно будет оцениваться соблюдение речевых норм.
Увеличен порог с 69 слов до 99 для работы, которая допускается к проверке.
По одному баллу добавилось за соблюдение грамматических и речевых норм, в результате первичный балл за сочинение увеличился до 22, а общее количество первичных баллов за экзамен по русскому осталось прежним — 50
Литература
В ЕГЭ по литературе усложнилась тестовая часть, в то время как письменная стала более конкретной и прозрачной для выполнения выпускниками.
Тестовая часть
В задании № 8 на определение средств выразительности увеличилось число вариантов ответа (с пяти до семи), также сохранен множественный выбор без конкретного количества вариантов.
Письменная часть
Больше всего изменений претерпели задания № 5 и № 10.
В задании № 5 теперь указано конкретное произведение из курса средней школы с XVIII до первой половины XIX века включительно.
В кодификатор ЕГЭ снова добавлены произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
В основной список кодификатора добавили роман советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия», а это значит, что по нему могут встретиться и тест, и сочинения.
Сочинения на сопоставление № 5 и № 10 традиционно вызывают трудности у выпускников. Введение жесткого ограничения на произведения в задании № 5 может только облегчить ученикам подготовку, так как теперь у них есть фиксированный список произведений, которые нужно знать досконально. Задание № 10, несмотря на то что больше нельзя использовать лазейку в виде текстов современных рэперов, также стало доступнее для подготовки.
В сочинении второй части одна из тем будет носить дискуссионный характер: ученик сможет обоснованно выразить собственное мнение о произведении.
Наряду с теоретико-литературными понятиями могут быть засчитаны термины искусствоведения, если тема сочинения нацеливает на их использование. Это поможет выпускникам, выбирающим тему 11.5, которая связана с живописью, кино и театром.
В критериях оценивания изменились те же пункты, что и в ОГЭ-2025 по литературе: «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» теперь учитывает сумму ошибок вне зависимости от их вида. Если выпускник допустит две ошибки только одного типа — речевые, грамматические или логические, — балл обнуляться не будет. Однако если раньше для получения одного балла можно было совершить по одной ошибке каждого вида, то есть суммарно три, теперь за те же три ошибки балл обнулят. Кроме того, система оценивания работ по русскому языку и литературе унифицируется по параметрам «Соблюдение орфографических норм» и «Соблюдение пунктуационных норм»: баллы будут сниматься, если ученик допустит пять и более ошибок. Первое изменение актуально для критериев мини-сочинений первой части ЕГЭ, второе — для второй части.
Тестовая часть
В задании № 8 на определение средств выразительности увеличилось число вариантов ответа (с пяти до семи), также сохранен множественный выбор без конкретного количества вариантов.
Письменная часть
Больше всего изменений претерпели задания № 5 и № 10.
В задании № 5 теперь указано конкретное произведение из курса средней школы с XVIII до первой половины XIX века включительно.
В кодификатор ЕГЭ снова добавлены произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
В основной список кодификатора добавили роман советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия», а это значит, что по нему могут встретиться и тест, и сочинения.
Сочинения на сопоставление № 5 и № 10 традиционно вызывают трудности у выпускников. Введение жесткого ограничения на произведения в задании № 5 может только облегчить ученикам подготовку, так как теперь у них есть фиксированный список произведений, которые нужно знать досконально. Задание № 10, несмотря на то что больше нельзя использовать лазейку в виде текстов современных рэперов, также стало доступнее для подготовки.
В сочинении второй части одна из тем будет носить дискуссионный характер: ученик сможет обоснованно выразить собственное мнение о произведении.
Наряду с теоретико-литературными понятиями могут быть засчитаны термины искусствоведения, если тема сочинения нацеливает на их использование. Это поможет выпускникам, выбирающим тему 11.5, которая связана с живописью, кино и театром.
В критериях оценивания изменились те же пункты, что и в ОГЭ-2025 по литературе: «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» теперь учитывает сумму ошибок вне зависимости от их вида. Если выпускник допустит две ошибки только одного типа — речевые, грамматические или логические, — балл обнуляться не будет. Однако если раньше для получения одного балла можно было совершить по одной ошибке каждого вида, то есть суммарно три, теперь за те же три ошибки балл обнулят. Кроме того, система оценивания работ по русскому языку и литературе унифицируется по параметрам «Соблюдение орфографических норм» и «Соблюдение пунктуационных норм»: баллы будут сниматься, если ученик допустит пять и более ошибок. Первое изменение актуально для критериев мини-сочинений первой части ЕГЭ, второе — для второй части.